Ελληνική ιστορία και προϊστορία

Ελληνική ιστορία και προϊστορία
Ελληνική ιστορία και προϊστορία

Κυριακή 28 Μαΐου 2017

История Греции : Доисторическая Греция, Народы моря начавших миграцию в условиях катастрофы бронзового века, в XIII веке до н. э., предположительно из региона Эгейского моря 

«Народы моря» группа средиземноморских народов, начавших миграцию в условиях « катастрофы бронзового века», в XIII веке до н. э., к границам Египта и государства хеттов, предположительно из региона Эгейского моря (Балканы и Малая Азия). В числе их были племена: шерданы, тирсены, турша, филистимляне и чаккаль, дануны, фригийцы, шакалеша, акайваша (ахейцы), гараманты, луки, тевкры. Основную массу «народов моря», по наиболее распространённому мнению, составляло древнее доиндоевропейское население запада и юго-запада Малой Азии, а также их греческие союзники (ахейцы, или данайцы). Так, немецкий историк и лингвист Х. Рикс, трактуя народы моря как доиндоевропейское население запада Малой Азии, выдвинул гипотезу о тирренской группе близкородственных языков. Л. А. Гиндин и В. Л. Цымбурский, в книге «Гомер и история Восточного Средиземноморья» высказывали мнение, что «народы моря» в основном выходцы с севера Балканского полуострова, родственные протофракийским племенам; сколько-нибудь широкой поддержки эта гипотеза не получила. В первой половине XX века родиной народов моря часть историков считала регион микенской цивилизации, которая на тот момент гибла под ударами дорийцев. Ряд современных историков связывает начало миграции «народов моря» на юг с окончанием Троянской войны, оказавшей разрушительное воздействие не только на цивилизацию западного побережья Анатолии, потерпевшую поражение, но и на экономику победивших ахейцев. Этим, по-видимому, объясняется наличие ахейцев и данайцев среди народов моря, большинство которых отождествляется с догреческим населением запада Малой Азии. По уточнённым данным, большая миграция произошла за одно-два столетия до вторжения дорийцев.
Само название «народов моря» египетского происхождения так египтяне называли в XIV-XII вв. до н. э. ранее неизвестные им северные народы, жившие за Средиземным морем. Перевод египетского термина как «народы моря» впервые предложил в 1881 году французский египтолог Гастон Масперо. Ниже приведена хронология их упоминаний в египетских текстах. Некоторые из них были известны египтянам ещё до нашествия на Египет. В начале XIV в. в документах Амарны упоминаются MSWS, живущие рядом с ливийцами. Также около этого времени известны действующие в Финикии SRDN. Также с сер. XV и в XIV в. до н. э. упоминаются DNJN и RK. Те же данайцы (TNJ) упомянуты в надписи Аменхотепа III из Ком-эль-Гетана, равно как и их города (предположительная расшифровка): Микены, Фивы, Мессена, Навплион, Кифера, Элея, Амиклы. Во время битвы при Кадеше (конец XIV начало XIII веков до н. э.) в египетском войске сражались SRDN, а в числе союзников хеттского царя были RK и DRDNJ. На стеле фараона Мернептаха в связи с первым нашествием на Египет «народов моря» ок. 1208 г. до н. э. (на 5-м году правления фараона) в составе ливийской коалиции вождя Мраиуйа названы SRDN, RK, JKWS, TRS и SKLS. Их нападение египтяне отразили, выиграв битву у города Периру, в районе Натровых озер. На 5-м году правления фараона Рамсеса III (ок. 1181 г. до н. э.) ливийцы под предводительством царя Термера восстали и вторглись в Египет с северо-запада. На рельефах храма в Мединет-Абу указано, что вместе с Термером действовали PLST и TKJR. В числе союзников фараона на рельефах также изображают «народы моря» (возможно, SRDN). Ливийская коалиция была полностью разгромлена египтянами. На 8-м году правления Рамсеса III (ок. 1178 г. до н. э.) «народы моря» со стороны Палестины совершили второе крупное вторжение в дельту Нила. Названы народы PLST, TKJR, SKLS, SRDN, DNWN и WSS. Судя по тому, что вместе с воинами шли их семьи, это была попытка переселения. В тексте храма в Мединет-Абу упоминается большой перечень стран, не устоявших перед несокрушимыми армиями пришельцев: «Ни одна страна не выстояла против их рук, Хета, Кеди, Кархемиш, Ирчу, Ирса. Они опустошили эти (местности) и разбили стан в одном месте в земле Амор, люди которой пленены и которой как не бывало». В ходе ряда ожесточённых сухопутных и морских сражений египтянам удалось разгромить противников. После этого (видимо, с согласия фараона) народы PLST и TKJR осели на землях в окрестностях Газы. Таким образом, из египетских источников мы узнаем о разгроме, который «народы моря» учинили в период 1200-1180 гг. в Арцаве (Лидия), Хеттском царстве, Угарите и Аласии (Кипре). На 11-м году правления Рамсеса III (ок. 1175 г. до н. э.) ливийцы осадили пограничную египетскую крепость Хачо. Основную часть их войска составляли MSWS во главе со своим царем Мешешером. Состоялось сражение с подошедшим войском фараона, в котором ливийцы и их союзники снова были разбиты, а их вожди попали к египтянам в плен. Далее, разбитые фараоном Рамсесом III, «народы моря» разделились на несколько групп племен, которые заселили неосвоенные земли Средиземноморского побережья.
Этническая принадлежность «народов моря» достоверно не установлена, то есть все отождествления носят предположительный характер. В состав народов моря египетские надписи включают: JKWŠ, JQJWŠ, JKWS (условно читается: «экўэш») обычно отождествляется с хеттским Аххийава, гомеровским Ἀχαιϝοί, позднее Ἀχαιοί, то есть ахейцами ; DNJN, TNJ, DJN (условно: «денйен») отождествляются с хеттским Дануна, греческим Δαναοί, то есть данайцами ;
DRDNY обычно ассоциируются с гомеровскими Δαρδάνιοι, то есть дарданами одним из троянских племён или соседей Трои; MŠWŠ (условно: «мешўэш») отождествляется c ассирийским Мушки, греческим Μόσχοι, библейским Мешех; они же, вероятно, фригийцы; PLST, PRŠT (условно: «пелесет») отождествляется с библейским Плиштим, что в греческом языке превратилось в Φυλιστιιμ, а в русском переводе в филистимляне; также возможно, что имя тождественно пеласгам греческих источников; проблематично с Pulastya Махабхараты.
Филистимляне осели на средиземноморском побережье в Ханаане, возможно, с разрешения фараона, а также в Сирии (царство Палистин). Впоследствии римляне назвали именем филистимлян провинцию Сирия Палестинская , откуда произошёл топоним Палестина. Часть пеласгов осталась в Эгейском регионе, где они были окончательно ассимилированы греками не позднее V в. до н. э. RK, L’KK, RWK отождествляется с хеттским Лукка и греческим Λύκιοι, то есть с ликийцами ; они могли не быть тождественны более поздним ликийцам, а представлять доиндоевропейское населеним указанного региона. ŠKLŠ, SQRWS, ŠQRSŠ (условно: « шекелеш») отождествляется с греческим Σικελοί, то есть с сикулами, которые вместе с элимцами прибыли на Сицилию около XIII в. до н. э. О «троянском» происхождении указанных народов пишут Фукидид и Вергилий.NŠRDN (условно: «шердана», «шардана») вероятно, сарды. SRDN (шердены) краткое время формировали личную гвардию египетских фараонов. Они отождествляются с народом, который около XIV-XIII вв. до н. э. прибыл на Сардинию и основал там культуру строителей нурагов. В тот же период возникают аналогичные культуры на Корсике (строители торре) и на Балеарских островах (строители талайотов). Прото- сарды письменных памятников не оставили, однако на сходство их культуры с этрусской указывал ряд историков, в частности, А. И. Немировский.
JKR (условно: «текер», «зекер», «чьекер») отождествляется с греческим наименованием Τεύκροι, ставшим одним из синонимов троянцев. Племя прибыло к горе Кармель и поселилось в городе Дер (были вскоре ассимилированы филистимлянами), а другая часть обосновалась на Кипре. TRŠ, TWRYŠ, TWRWS (условно: «тереш») отождествляется с греческим Τυρσηνοί, то есть тирренами , впоследствии так называли этрусков; по другой версии, соотносится с хеттским Таруйса Троя ; а также (проблематично) с Turvaśa из Ригведы. «Тирсенская» и «троянская» гипотезы не являются взаимоисключающими, в свете предания об Энее. Отдельные историки предполагают, что тирсены были умелыми мореплавателями и достигли Северной и Центральной Италии, где дали начало племени этрусков, до 510/509 г. до н. э. владевшего и Римом. Этруски оставили множество следов высокоразвитой культуры (так, в их городах была канализация, и именно этруски дали римлянам такой вид одежды, как тога), так что, вероятно, они имели сильный фундамент для построения такой культуры. WŠŠ (условно: «ўэшеш») не опознан (жители Ясоса ?).
Этнографическими следами миграций народов моря считают гарамантов, сикулов, филистимлян, фригийцев и этрусков. Нашествие «народов моря» повлекло за собой разрушение множества городов в Восточном Средиземноморье и ослабление Египетского Нового царства, которое, впрочем, при Рамсесе III сумело рассеять вторгнувшиеся народы. Троянская война, падение Хеттской державы, конец микенской цивилизации продолжают цепочку событий « катастрофы бронзового века », хотя до конца не понятно, являются ли потрясения на северном побережье Средиземного моря причиной или следствием «великого переселения» народов.
Филисти́мляне древний народ, населявший приморскую часть Израиля (от современного Тель-Авива (до Газы)), начиная с XII века до н. э. Неоднократно упомянут в Ветхом Завете, а также в ассирийских и египетских источниках. На Ближнем Востоке только филистимляне и хетты владели технологией выплавки стали, ознаменовав начало Железного Века. Предполагается, что царство Палистин, существовавшее в XII-IX вв. до н. э. в Сирии (долина Амук), также могло быть связано с филистимлянами. Филистимляне не создали централизованного государства, а образовали коалицию из 5 полисов (греч. Пентаполис «Пятиградие»). Пятый филистимский город, Экрон , был, по-видимому, не завоёван, а основан. Обладая передовыми для своего времени технологиями (выплавка и обработка железа, производство железных колесниц и оружия), филистимляне вторгались в глубь Ханаана. Наступление филистимлян на земли иудеев было остановлено в начале Х века (в эпоху объединённого Израильского царства), территория филистимлян сократилась до окрестностей Пентаполиса, но борьба длилась до конца VIII начала VII веков до н. э. (захвата Пентаполиса и Иудейского царства Ассирией). Филистимляне упоминаются и в ассирийских надписях, например, в надписях Синаххериба (библ. Сеннахерима). Филистимлянам тоже пришлось испытать на себе ассирийское, вавилонское, а затем и персидское господство, поскольку в сравнении с этими народами они, как и израильтяне, оставались лишь одним из малых народов. Филистимляне как народность исчезают после походов Александра Македонского (IV век до н. э.), растворившись в массе эллинизированного населения Восточного Средиземноморья.
Во II-I веках до н. э. города филистимлян были завоёваны Хасмонеями
Шерданы (ŠRDN, серданы, шардана) один из так называемых «народов моря», по древнеегипетским источникам, населявших Средиземноморье во 2-м тысячелетии до н. э. Шерданы, промышлявшие пиратством и участвовавшие во вторжениях на территорию Египта, были разгромлены Рамсесом II, Мернептахом, Рамсесом III и постепенно становились источником пополнения личной гвардии фараонов. Самые ранние упоминания о народе, называемом Srdn-w, приводятся в Тель-Эль-Амарнском архиве, где они записаны как «se-er-ta-an-nu» в корреспонденции Риб-Адди, правителя Библоса, с фараоном Эхнатоном, или же Аменхоте́пом III. Хотя они называются морскими разбойниками и наёмниками, готовыми предложить свои услуги, эти тексты не предоставляют достаточных доказательств, того что род деятельности этих «людей ширданну» были в это время именно таковыми. При XVIII династии шерданы впервые появились в египетском войске. Не позже 2-го года правления фараон Рамсес II (из XIX династии) одержал победу над шерданами. В египетских источниках говорится о кораблях неприятеля и разгроме шердан во время сна. Событие, по-видимому происходило в море, или же на одном из притоков Нила, а также о том, что шерданы, будучи захваченными врасплох, не смогли оказать сопротивления. Однако к пленным шерданам хозяева-египтяне не стали относиться плохо. Их боевые качества вскоре понадобились, и они были включены в ряды войск Египта. На более поздних изображениях шерданы показаны сражающимися в первых рядах в войнах в Сирии и Палестине. Как показывает литературный папирус, что отряд, посланный в Сирию и Палестину против «мятежников», состоял из 1900 египтян, 520 шерданов, 1600 ливийцев, 100 ливийцев другого племени и 880 эфиопов. Фараон Мернептах в Саисской битве разгромил ливийского правителя и его союзников из «народов моря», в числе которых присутствовали и шерданы. На 8-м году правления Рамсеса III Египет встал перед угрозой нового вторжения «народов моря». Как видно, шерданы воевали как на стороне Египта, так и против него. Иноплеменные воины в стане египетского войска были в правовом отношении приравнены к египтянам. К примеру, шерданы, при XX династии часто упоминаются в писцовой книге как держатели земельных наделов. Шерданы, служившие в египетском войске наёмниками, использовали в бою длинные прямые мечи, в отличие от исконно египетских воинов, использовавших мечи серповидной формы. Щиты же были круглой формы. Защитой для головы служил шлем, украшенный рогами.
Тиррены или тирсены термин, которым древнегреческие авторы обозначали некие негреческие племена, обитавшие вокруг Греции (в частности, Геродот называл жителей острова Лемнос то пеласгами, то тирренами). Начиная с VI-V веков до н. э. данный термин однозначно ассоциируется с этрусками, что подтверждается двуязычными надписями. По мнению И. М. Дьяконова, тирсенам соответствует народ TRS (турша) из числа « народов моря». В честь тирренов названо Тирренское море. Этру́ски древняя цивилизация, населявшая в I тыс. до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова (область древняя Этрурия, современная Тоскана) между реками Арно и Тибр и создавшие развитую культуру, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние. Многочисленные римские заимствования у этрусков включают развитое инженерное искусство, в частности возведение арочных сводов зданий. Такие римские обычаи, как бои гладиаторов, гонки на колесницах и многие погребальные обряды, также имеют этрусское происхождение.
Сикулы древний народ острова Сицилия. В отличие от сиканов их считают индоевропейцами, которые прослеживаются в восточной Сицилии с конца бронзового века. Согласно преданию, сикулы ранее обитали в Лации, однако были вытеснены аборигенами. По археологическим данным, сикулы прибыли на остров в конце 2-го тысячелетия до н. э. и принесли с собой искусство обработки железа (ранее на острове использовалась бронза) и одомашненную лошадь. Из сикульских некрополей наиболее известна Панталика близ города Сиракузы; ещё один некрополь обнаружен близ Ното. Захоронения сикулов «печного» типа имеют форму пчелиных ульев. Возможно, сикулы впервые упоминаются в египетских надписях как один из « народов моря» (шекелеш). Сикульский язык известен по субстратной лексике, а также ряду кратких надписей на сосудах греческим алфавитом. Известны также две относительно длинных надписи без пробелов между словами. С большой вероятностью сикульский язык относился к латино-фалискской подгруппе италийских языков, то есть был ближайшим родственником латинского языка (высокую степень сходства сикульского языка с латинским отмечал ещё современник Марк Теренций Варрон).
Πηγή: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Народы_моря

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Филистимляне

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Шерданы

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Этруски

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Сикулы

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Этруски

Δεν υπάρχουν σχόλια:

Δημοσίευση σχολίου